Немного об обычаях Китая.
Истоки китайского "бинтования ног", как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности. В X веке в Китае было положено начало физической, духовной и интеллектуальной дегуманизации женщин, выразившееся в таком явлении, как обычай "бинтования ног".
Институт "бинтования ног" расценивался как необходимый и прекрасный и практиковался почти десять веков. Правда, редкие попытки "освобождения" ступни все же предпринимались, однако художники, деятели интеллектуальной сферы и обладавшие властью женщины, противившиеся обряду, были "белыми воронами". Их скромные потуги были обречены на провал: "бинтование ног" стало политическим институтом.
Он отражал и увековечивал низшее, по сравнению с мужчинами, положение женщин в социальном и психологическом плане: "бинтование ног" жестко привязывало женщин к определенной сфере с определенными функциями — объектов секса и кормилиц детей. "Бинтование ног" стало частью общей психологии и массовой культуры, а также суровой действительности женщин числом миллион, помноженным на десять веков.
Существует распространенное мнение, что "бинтование ног" возникло в среде танцовщиц императорского гарема. Где-то между IX и XI веками император Ли Ю приказал любимой балерине стать на пуанты. Легенда повествует об этом следующим образом:
"У императора Ли Ю была любимая наложница по имени "Прекрасная Девушка", которая обладала утонченной красотой и была одаренной танцовщицей. Император заказал для нее лотос, сделанный из золота, высотой около 1.8 см, украшенный жемчужинами и с красным ковром в центре. Танцовщице было приказано обвязать ступню белой шелковой материей и подогнуть пальцы таким образом, чтобы изгиб стопы напоминал лунный серп. Танцуя в центре лотоса, "Прекрасная Девушка" кружилась, напоминая восходящее облачко".
От этого реального события перевязанная ступня получила эвфемистическое название "Золотой Лотос", хотя очевидно, что нога была перевязана свободно: девушка могла танцевать.
Позже один эссеист, по-видимому большой ценитель данного обычая, описал 58 разновидностей ног "женщины-лотоса", каждую оценив по 9-балльной шкале. К примеру:
Типы: лепесток лотоса, молодая луна, стройная дуга, бамбуковый побег, китайский каштан.
Особые характеристики: пухлость, мягкость, изящество.
Все эти различия лишний раз доказывают, что "бинтование ног" являлось опасной операцией. Неправильное наложение или изменение давления повязок имело неприятные последствия: никто из девушек не мог пережить обвинения в "большеногом демоне" и стыда остаться незамужней.
Даже обладательница "Золотого Лотоса" не могла почивать на лаврах: ей приходилось постоянно и скрупулезно следовать этикету, налагавшему целый ряд табу и ограничений:
1) не ходить с поднятыми кончиками пальцев;
2) не ходить с хотя бы временно ослабленными пятками;
3) не шевелить юбкой при сидении;
4) не двигать ногами при отдыхе.
Этот же эссеист заключает свой трактат наиболее разумным (естественно, для мужчин) советом; "не снимайте повязки, чтобы взглянуть на обнаженные ноги женщины, удовлетворитесь внешним видом. Ваше эстетическое чувство будет оскорблено, если вы нарушите это правило".
Это верно. Без повязки нога выглядела так, как на рисунке