На холме возвели церковь. Храму, однако, суждено было простоять всего лишь около столетия — он сгорел. Затем уже в XIII веке на его месте был воздвигнут, согласно преданию, загородный терем князя Александра Ярославича, прозванного позднее Невским, а в те годы бывшего — по праву старшего сына великого князя Владимирского — владетелем Переславля.
Княжьи палаты тоже недолго выстояли на священном холме: вскоре после смерти Александра, именем которого и названа высота, на их месте был построен монастырь — с кладбищем и стеною в шесть башенок, как сообщают археологи XIX века.
Впрочем, монастырь весьма скоро отправился вслед за своими предшественниками — насколько можно судить, к Смутному времени от него не оставалось уже и следа. С тех пор вершина Александровой горы пустовала. Воздвигнутый там сравнительно недавно деревянный крест — память об исчезнувшем монастыре.
Несмотря на укрепление позиций православия, языческие обычаи в народе оказались необычайно живучими. Из года в год продолжалось паломничество местного населения к Синему камню. Православные священники были всерьез озабочены столь непотребным поведением христиан, но ничего не могли поделать с «христианскими язычниками», которые продолжали свои «бесовские игрища» вплоть до начала XVII века.
Тогда за дело взялся ростовский монах Иринарх, пользовавшийся огромным влиянием на всю округу. По его приказанию (есть, правда, ссылки на то, что Иринарх действовал по специальному распоряжению самого царя Василия Шуйского) дьякон переславской Семеновской церкви Ануфрий вырыл рядом с камнем огромную яму и свалил в нее валун, заровняв сверху вынутым грунтом и дерном. Наконец-то камень, к радости «святых отцов», исчез с лица земли...
Но, возможно, это была уже не первая попытка убрать соблазнительный валун. Существуют предания, согласно которым Синь-камень был свергнут со своего места вскоре после крещения Руси, — а раньше-де находился на самой вершине холма.
Как бы то ни было, Ануфрий, выкопав яму, нарушил установившуюся тысячелетиями структуру почвы. Вешние паводки размыли яму; уже через 15 лет камень «выбрался» на поверхность и предстал перед жителями, умножив этим чудесным появлением число своих поклонников.
Затем лет полтораста подряд переславское духовенство ломало голову: что делать с этим камнем? И, наконец, придумало способ заставить упрямый валун служить нуждам христианства. Решено было употребить его на фундамент колокольни церкви в Духовской слободе, строившейся на берегу реки Трубеж.
Зимой 1788 года камень спустили с горы на замерзшее озеро, погрузили на громадные дровни, запряженные дюжиной лошадей, и повезли по льду к месту строительства. Но недалеко от берега двенадцатитонный Синий камень своей тяжестью проломил лед и ушел на пятиметровую глубину. Едва спасли лошадей...
Через год случилось необъяснимое. Рыбаки заметили, что Синь-камень медленно, но верно перемещается по дну, направляясь на старое место. А спустя шестьдесят лет, в конце 1840-х, он оказалась на берегу озера, где спокойно «улегся». Как выбрался на берег огромный валун, остается только догадываться.
|